Кількість смуг | 3 |
Типорозмір | 6.5"(16.5см) |
Тип | Компонентна акустика |
Візьміть в дорогу!
З ним простіше в будь-якій ситуації. 67399 грн
|
||
Столько же, как известно, сколько и лет. Только у нас здесь не Франция, у нас зимы длиннее…
Трёхполосная система серии K2 Power по имени 165 KRX3 побывала у нас в тесте в марте 2009 года, семь зим назад. Когда прибыла эта, поначалу показалось, что зимы эти французы провели в праздности и горных лыжах. То, что было напечатано на коробке – и буквами, и картинками, очень сильно напоминало уже виденное. Те же жёлтые, явно на кевларе, диффузоры на явно литых корзинах, из имени комплекта пропала одна буква (KRX стало KX), но добавились две новые, ES, перед именем. Что они означают, выяснить удалось: Е – сокращённое название категории компонентов Elite, S – Separate (разнесёнка по-нашему). У коаксиалов той же категории перед индексом стоит EC.
Второе впечатление, которое, как давно вычислили быстрые разумом британские Невтоны, примерно вчетверо правильнее первого. А оно таково: в новой системе изменилось почти всё, многое – существенно. В конце теста есть ссылка на тест 165 KRX3 семилетней давности, потом сами сможете сравнить. А у нас здесь и сейчас ES 165 KX3 в полном составе.
Состав: 165-миллиметровый мидбас (в составе трёхполоски скорее – басовик), 8-сантиметровый среднечастотник, пищалка, кроссовер и аксессуары. Крепёж перед камерой не выкладывали, что вы, саморезов не видели?
Мидбас как на паспорт фотографируют. Похоже, да не то же, видно, что стала иной корзина (нет проточки по периферии) и контакты стали немного другими.
С тыла уточнилось: корзина стала другой совершенно, тоже литой, но со спицами сложной формы. С магнитной системы ушёл хромовый декор, зато появился второй контур системы вентиляции 40-миллиметровой звуковой катушки.
Вид в профиль и размеры, комментарии здесь не нужны.
Макросъёмка даёт представление об устройстве материала диффузора. Там, где «на паспорт» — кевларовый композит, с тыла – стеклопластик, между ними – пористый заполнитель Rohacell, употребляемый в современной авиапромышленности ровно с той же целью: чтобы было жёстко и лёгко одновременно. А вот что это за рубчики на резиновом гофре? Сейчас снова перевернём и посмотрим…
Они есть и здесь. Это – одно из новейших усовершенствований одного из старейших узлов громкоговорителя – подвеса. Фирменное название – TMD (Tuned Mass Damper), придумано это было в ходе работ над новейшей домашней акустикой Sopra, назначение, приблизительно, как у противофлаттерных грузов в крыле самолёта. Или вы и про грузы не в курсе? Ну хорошо, для подавления нежелательных колебаний путём перераспределения колеблющихся масс. Я-то хотел проще и образнее…
Контактный узел стал компактнее, провода к звуковой катушке пущены щедрыми полупетлями, вклеенными в сэндвич диффузора под центральным колпаком. Под проводами – центрирующая шайба с прогрессивными гофрами, чем ближе к центру, тем чаще они идут.
С известного времени (и по известной причине) на компонентах, производимых во Франции, не только пишется Made in France, но и выжигается специальной лазерной установкой серийный номер, прямо на резиновом гофре. Считается, что практичные и злые до выручки китайцы на такие траты пойтить не могут и обязательно попадутся.
К басовику прилагают решётку лаконичных форм, но очень солидной конструкции, на увесистом литом алюминиевом ободе.
Среднечастотник нового комплекта. Концепция та же – сэндвичный диффузор диаметром около 70 мм (по внешнему краю гофра) с крупной для такого диффузора фазовыравнивающей пулей в центре.
Корзина и здесь другая совершенно, контакты стали обычного типа (были зажимными гнёздами под голый провод).
Вот габариты. «8-сантиметровым» этот динамик можно считать, исходя из внешнего диаметра, и то – приблизительно.
«Пуля» здесь ни разу не дура. Поверхность проточена узкими, но глубокими треугольными канавками, по периферии (это, впрочем, было и в прошлой серии) некое подобие рва вокруг крепостной стены. И то, и другое – явно по акустическим соображениям, а не просто для красы. Вот есть у нас такое убеждение.
Сэндвич у среднечастотника стал бутербродом, в нём отсутствует нижний, стеклопластиковый, слой, но на месте хлеб и масло: Rohacell снизу и кевлар сверху. Масса такой подвижной системы (диффузор вместе со звуковой катушкой) оказалась как у монеты Банка России достоинством 50 копеек чеканки после 2006 года. Более старые тяжелее. Мелочь есть? Вот и прикиньте на ладони…
Сетка прилагается и для мидрейнджа, тоже цельнометаллическая и, разумеется, точно по мерке.
Пищалка совсем ни на что не похожа, разве что цвет мембраны указывает на фамилию K2 Power.
Пищалка вышла небольшой глубины, хотя потом оказалось, что некоторая тыловая акустическая нагрузка у неё предусмотрена.
Снова подробности под микроскопом. Новая форма фокаловких куполов, называется «Профиль М». Действительно, похоже. В честь новой геометрии твитер получил и собственное имя: TKMX. Материалы – прежние, арамидная ткань на подвесе из фирменного материала Poron (микропористый резиноподобный полимер).
Из аксессуаров к пищалке прилагается пара вот таких чашек.
Её цилиндрический корпус срезан с двух сторон под разными углами, так что опорную плоскость можно выбрать по обстоятельствам. Это даётся к пищалке…
А к ансамблю СЧ/ВЧ прилагается вот это: бокс для среднечастотника с гнездом под твитер. После монтажа на фасонные головки крепёжных винтов ставится (как в домашних колонках) пластиковый гриль, обтянутый акустической тканью. Вещь шикарная, снаружи – с модной отделкой Rubber Touch, хотя, по нашему мнению, те, кто достоин работать с акустикой такого уровня, в подобных полуфабрикатах не слишком нуждаются. Впрочем, дают – бери…
Иной теперь и кроссовер. И по конструктивному исполнению, и по схеме (как мы позже выяснили), и по характеристикам (как мы выяснили ещё позже). Первое, самое заметное и, надо отметить, очень уместное отличие от KRX3 – заранее предусмотренный режим би-ампинга. Даже как основной: для перехода в обычную конфигурацию входные клеммы НЧ и СЧ/ВЧ секций надо запараллелить своими силами снаружи корпуса.
Внутренний мир нового кроссовера. Две «бессердечные» катушки, две «сердечные» и пять переключателей для разных нужд. Выбор крутизны спада ФНЧ басовика (6 – 12 дБ/окт.); уровень сигнала на среднечастотнике (+3 – 0 – -3 дБ); частота среза ФВЧ полосового фильтра среднечастотника (300 – 400 – 500 Гц); уровень твитера (+3 – 0 – -3 дБ) и таинственный Shelf (ON – OFF).
Погружение во внутренний мир вынесло на поверхность вот такую схему. Все фильтры второго порядка, на выходе ФВЧ пищалки – дополнительная ёмкость для вот этого самого Shelf и аттенюатор.
ИЗМЕРЕНИЯ
Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 120 Вт RMS и 240 Вт пиковой. По излучателям (включённым через полагающиеся им фильтры) – 120 – 50 – 20 Вт для НЧ – СЧ – ВЧ соответственно. Это принимаем к сведению, всё остальное определяем самостоятельно и независимо.
Параметры Тиля-Смолла | ||||||
Параметр | НЧ | СЧ | ВЧ | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Заявка | Факт | Заявка | Факт | Заявка | Факт | |
Fs, Гц | 54 | 49,2 | 190 | 194 | 1500 | 1530 |
Qts | 0,48 | 0,38 | 0,69 | 0,67 | ||
Vas, л | 13 | 17,7 | 0,3 | 0,35 | ||
BL, Тм | 5,8 | 5,9 | 3,7 | 3,4 | ||
Mms, г | 16,5 | 15,5 | 3 | 2,63 | ||
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 89 | 88,9 | 86 | 86,8 | 93 | 93 |
Мидбас оказался заметно (хоть и не драматически) мягче, чем было заявлено, СЧ и ВЧ легли практически ровно в заявки.
Импеданс компонентов. Все – строго 4-омные, у пищалки обращает на себя внимание значительно более низкая резонансная частота, нежели была в прошлой инкарнации, второй горбик на 500 Гц – признак тыловой акустической нагрузки, жидкостного охлаждения у пищалки или мало, или (более вероятно) вовсе нет, что по нашим наблюдениям благоприятно сказывается на спектре гармоник (потом проверим и пополним арсенал наблюдений). Никаких специальных мер по подавлению индуктивности звуковых катушек у НЧ и СЧ-излучателей не принималось.
Общий импеданс системы (на входных клеммах кроссовера с запаралелленными секциями НЧ и СЧ/ВЧ) в самом неблагоприятном случае: ФВЧ мидрейнджа в положении 300 Гц, уровень СЧ – на максимуме. В этом (и только в этом) случае вблизи 500 Гц импеданс падает до 2,3 Ом из-за большого перехлёста полос басовика и мидрейнджа, они здесь фактически работают параллельно. Во всех иных конфигурациях переключателей импеданс ниже 3 Ом не падает нигде (напомним: наша претензия к прежней редакции 3-полосного K2 Power касалась неизлечимого падения импеданса в широкой полосе на средних частотах). А вообще-то би-ампинг здесь рекомендован не зря, в этом режиме такой проблемы не будет по определению.
Мидбас (ну, басовик) без фильтра, напрямую. Из-за низкой добротности спад на НЧ начинается рано, но (из-за низкой резонансной частоты) и завершается поздно: на 50 – 60 Гц спад звукового давления не столь и велик. До 2 кГц направленность крайне незначительна (а работать головке придётся на ещё более низких частотах). Здесь никаких вопросов у редакции не возникает. Чувствительность – от души.
Среднечастотник работает от 200 Гц (мы пока не обсуждаем, стоит ли ему это разрешать, измерим искажения – обсудим) до 3 – 4 кГц практически ненаправлено, выше АЧХ расходятся, но если не наглеть и порезать мидрейндж на 3 – 4 кГц, дисперсия излучения становится идеальной. Не для красоты мудрили французы с «пулей».
Поведение твитера разнится с тем, что мы обычно видим у фокаловских обратных куполов, особенно – металлических. Никуда в ультразвук он не лезет, показывая скорее плавный спад к верхнему краю диапазона, как шёлковые купола, при этом поведение под углом от почти всего виденного отличается: в широком диапазоне углов АЧХ разнятся крайне незначительно.
Теперь достанем кроссовер – и по косточкам его, оп косточкам. Первая косточка – ФНЧ басовика (здесь и далее – на реальной нагрузке, не на резисторе). В положении 6 дБ/окт. АЧХ – вялый спад с 200 Гц, в 12 дБ/окт. – решительный на 500 Гц (и вялый – между 200 и 500).
У полосового фильтра мидрейнджа, как и было обещано, переключается частота среза низкочастотного звена. ФНЧ всегда настроен на 4 кГц.